Каждая революция в России
оставляла на национальном стиле одежды свой отпечаток. Современный российский
писатель, Виктор Пелевин, сказал однажды, что история России это, в своём роде,
история моды. Костюмы главных героев и декорации могут меняться, но суть
глубинных процессов остаётся неизменной. Вы можете не согласиться с этим
утверждением, но что касается российской моды, то данное высказывание верно на
все сто процентов.
Модные революции в российской
истории всегда совпадали с крупными политическими событиями: сначала петровские
реформы, потом революция 1917-го года, а следом Горбачевская перестройка.
Современный русский стиль приобрёл всемирную известность благодаря коллекциям
одежды Ива Сен-Лорана «а-ля рюсс» и русскому балету. Основные элементы данного
стиля сложились в ходе глубоких государственных преобразований.
В истории российской моды первым
революционером был Пётр Великий. Он не только приобщил Россию к ценностям
Запада, но и переодел русский народ в западную одежду. Русским мужчинам по
приказу Петра I пришлось сбрить свои длинные бороды и надеть брюки. Женщины
перестали носить головные платки и надели декольтированные платья, явив всему
миру свою красоту. Российская аристократия в XVIII и XIX веках одевалась в
такую же одежду, как и высшее сословие Франции и Пруссии.
В начале XX века вновь вошёл в
моду стиль Московской Руси: платья, вышитые золотом и украшенные драгоценными
камнями, плотные ткани и головные уборы в форме кокошников. Благодаря Сергею
Дягилеву и его "Русским сезонам" российская одежда покорила Европу.
На сценах парижской «Гранд опера» и лондонского «Ковент Гарден» с ошеломляющим
успехом шли «Петрушка» и «Жар-птица» Стравинского, «Золотой петушок»
Римского-Корсакова. У европейского зрителя впервые появилась возможность
увидеть, как люди одевались в России допетровских времен. Александр Бенуа, Лев
Бакст, Николай Рерих, являющиеся ведущими художниками группы «Мир искусства»,
рисовали эскизы балетных костюмов, вдохновляясь легендами славянских сказок.
«Русские сезоны» открыли русское искусство Европе и во многом определили
восприятие европейцами русского стиля. В их сознании навсегда укоренилось
убеждение, что в России одеваются довольно экстравагантно и любят всё блестящее
и пёстрое.
После революции 1917-го года
российская одежда оказалась в рамках новой коммунистической идеологии,
клеймящей всё буржуазное, необычное. С самого начала своего существования
Советская власть провозгласила равенство полов и классов, следствием чего стало
значительное упрощение одежды. Но даже в самые суровые времена изобретательные
русские женщины умудрялись сохранить свой стиль. Зачастую они были готовы пойти
на большие жертвы, чтобы раздобыть из зарубежных модных журналов выкройки и
сшить себе точно такое же платье, как на Жаклин Кеннеди.
После прихода к власти Михаила
Горбачева российская одежда снова вернулась в мировую моду. Его супруга, Раиса
Максимовна Горбачева, стала символом новой свободы, а её манера одеваться
наполнила оптимизмом сердца российских модниц. И несмотря на то, что российская
модная индустрия ещё очень молода и испытывает недостатки в финансировании,
международный успех многих наших модельеров свидетельствует о том, что
российская одежда вновь возвращается в мировую моду во всём своем былом
великолепии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий